До конца 2019 года в Белгороде на пересечении улиц Чичерина, Механизаторов и Сумской была кольцевая одноуровневая развязка. По этим дорогам проходит большой транспортный поток: в часы пик образовывались огромные пробки. Власти города решили построить двухуровневую развязку, чтобы разгрузить этот участок. Тендер на строительство выиграла компания «Мостдорстрой». Материалы «СТРИМ» планировалось использовать при устройстве сильно нагруженных участков - деформационных швов и конструкций из бетона.
Протяжённость планируемой развязки — почти два километра. Из них 83 метра — мост над нижним уровнем дороги. Это трёхпролётный путепровод с четырьмя полосами движения. Такое длинное и широкое строение сильно деформируется под собственным весом. При усадке и твердении бетона в нём возникают сильные напряжения. А во время эксплуатации полотно подвергается многотонным ударам и вибрациям от проходящего транспорта. Это чревато трещинами и быстрым разрушением.
Чтобы конструкция могла выдержать бо́льшие нагрузки, её делят на части, а между ними оставляют зазор, в пределах которого она может перемещаться. Такой зазор называется деформационным швом. Он снимает лишние напряжения и не даёт образовываться трещинам, потому что компенсируют все виды деформаций.
Деформационные швы помогают снять напряжение с дороги. Правда, и они имеют один существенный недостаток: быстро разрушаются. Из-за огромной ударной нагрузки от потока автомобилей металлический элемент шва часто деформируется.
Справка о развязке в Белгороде
Развязку построили в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На строительство объекта региональные власти выделили больше 772 млн рублей.
Сумская связывает Белгород с пятью западными районами области и ведёт к границе с Украиной. Дорога на Чичерина — часть трассы ротонда – Чичерина – Спутник, по которой транзитный транспорт выезжает из центра города.
Обе дороги остались четырёхполосоными. Ярусы связывают четыре съезда-заезда.
-
1928 м
протяжённость развязки -
3,25 – 4,5 м
ширина полос на съездах -
553,6 м
протяжённость подопорных стен
Чтобы устранить недостаток конструкции и не дать шву разрушиться, зазор между металлом и асфальтом заполнили герметиком на полиуретановой основе «Силокор 3К». Он создает эластичную подушку между асфальтом и деформационным швом. Состав поглощает удары и вибрации от движущегося транспорта и способствует их перераспределению, препятствует образованию колеи, снижает уровень шума. «Силокор 3К» прочно сцепляется с бетоном и металлом, защищает окаймляющие элементы от истирания, воздействия агрессивных сред, УФ-лучей и температур до -40°С. Транспорт может ездить по дороге уже через три часа после завершения работ. Это позволяет завершить ремонт намного быстрее: раньше составам нужно было до трёх суток, чтобы затвердеть.
Опоры моста и пролет строили строили поэтапно. Сначала из дерева и металла сделали будущую форму конструкции — опалубку. Дальше форму заливали бетоном высокой марки. Когда раствор схватился, опалубку удалили. При демонтаже бетонную поверхность значительно повредили, появились мелкие рытвины и сколы. Кроме того, при схватывании бетон сохранил текстуру опалубки, что тоже ухудшало его внешний вид.
Обычной шпаклевкой тут не обойтись. Опоры и пролётные строения моста испытывают колоссальные нагрузки: вибрации, циклы замерзания и оттаивания в осенне-весенний период, атмосферные осадки, тяжесть собственного веса. Требовался материал, который крепко сцепится с поверхностью и содержит мелкозернистый наполнитель, чтобы отремонтировать даже самые незначительные дефекты.
Чтобы сделать внешний вид аккуратным, использовали «Ремстрим ТМ» для мелких сколов от 3 до 30 мм. Пролётное строение ремонтировали «Ремстримом Т». Эти составы содержат фиброволокно — тонкие полимерные волокна длиной от 6 мм. Смесь с их содержанием имеет повышенную прочность на изгиб и сжатие, выдерживает перепады температур и не боится агрессивных сред.
Работы закончились в 2021 году. Развязку на Чичерина-Сумской открыли накануне Дня города, как и обещали. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко области сообщил, что во время строительства удалось сэкономить самый главный ресурс — время.
Развязка стала одним из многих объектов в области, где применяли составы НПО «СТРИМ». Качество материалов подтверждает Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области.