Ремонт железобетонных крышек шахт в Санкт-Петербурге

В 2018 году в компанию НеваАкваСтоп, которая является дилером компании «СТРИМ» в Северо-Западном регионе, обратился филиал «Водоотведения Санкт-Петербурга». Необходимо было восстановить крышки шахт на углу Евпаторийского переулка и Пироговской набережной. Из-за нагрузки от плотного потока машин разрушился защитный слой бетона крышек шахт. От постоянных вибраций и ударов оголилась арматура, образовался выступ между крышкой шахты и дорожным покрытием.

  • 2

    протяжённость развязки
  • 250 кг

    смеси «Ремстрим 10ББ» использовали
  • 10 мин

    скорость затвердения
  • +3°С

    температура во время работ

Почему на дорогах так много люков

Под землей проходят важная для города инфраструктура: водопровод, санитарно-бытовая и ливневая канализации, телефонные, кабельные, тепловые сети и многое другое. Согласно СНИП доступ к ним должен быть в отдалении от сооружений. Если постройки разрушатся, то входы и выходы к коммуникациям не завалит обломками.

С точки зрения эксплуатации решение выносить шахты на дорогу сомнительное. Из-за постоянного движения транспорта на проезжей части крышки шахт быстро разрушаются: вокруг них появляются выбоины и сколы, оголяется арматура. Ездить становится некомфортно и опасно. А ремонтировать их хлопотно: приходится перекрывать дорогу, нагружать пути объезда и ждать, пока ремонтные составы полностью затвердеют, что раньше занимало до трёх суток. В это время образовывались огромные пробки.

Состояние крышек до ремонта: бетон отслаивается, оголена арматура, есть выступ между крышкой и дорожным покрытием. Выпирающий металл пробивал колеса, травмировал диски автомобилей. Аварийность на этом участке сильно возросла

Заказчик запретил надолго перекрывать движение, поэтому, чтобы пустить по только что отремонтированной поверхности поток автомобилей, материал должен набирать прочность моментально. Кроме того, состав должен быть морозостойким, чтобы ремонт можно было проводить круглогодично, даже при низких температурах.

У НПО «СТРИМ» уже был материал, который быстро твердел и мог применяться зимой — «Ремстрим 10Б», но он не набирал прочность так быстро, как требовалось. Была предложена особо быстротвердеющая смесь «Ремстрим 10ББ»  с ускоренным набором прочности.

  • Новый материал можно применять при температуре до -15°С.
  • В состав входит фиброволокно, которое повышает износостойкость, что особенно актуально на дорогах с высокой нагрузкой.
  • Содержит добавки, препятствующие коррозии: металлическая часть крышек шахт не будет ржаветь.
  • Сверхбыстрый набор прочности: твердеет уже через 10 мин, через два часа готов к пешим нагрузкам, через 6 часов – к транспортным.

Состав предоставляли бесплатно в рамках испытаний.

Работы решили проводить ночью, когда движение машин не такое плотное. Ремонт выполнял район эксплуатации тоннельных коллекторов «Север». На шеф-монтаже присутствовал дилер компании «СТРИМ» в Северо-Западном регионе: компания ООО «НеваАкваСтоп». 

Ремстрим 10ББ

Замеры.

Поверхность, на которую наносится ремонтный состав должна быть прочной. Если прочность недостаточная, то ремонтный состав оторвёт вместе со слабопрочным бетоном. 

Чтобы ремонтный состав хорошо сцепился с поверхностью ее температура должна быть от +5°С.

Прочность бетона измеряли склерометром ОНИКС-2,5. Температуру замеряли пирометром.

Среднее значение прочности на сжатие поверхности составило ≈50 МПа. Температура воздуха составляла 3°С, температура поверхности крышки — 6…8°С

Подготовка поверхности.

Ремонтируемая поверхность должна быть

  • прочной,
  • шероховатой,
  • обеспыленной
  • увлажнённой до насыщения, но не мокрой, без от плёнки воды. 

Поэтому после замеров сделали гидродинамическую очистку. Излишки жидкости выгоняли сжатым воздухом, чтобы в рабочий раствор не попала лишняя вода и сроки затвердевания состава не увеличились.

Перед укладкой состава поверхность очищают от цементного молока, непрочного бетона, продуктов коррозии, масел, нефтепродуктов. Крышки в Санкт-Петербурге чистили водой под давлением 350 бар

После очистки на крышках делали перфоратором насечки, чтобы состав лучше сцеплялся с поверхностью. Затем снова промыли, чтобы убрать пыль.

Приготовление раствора.

«Ремстрим 10ББ» – сухая цементная смесь. Разводится водой: 3 литра воды на мешок 25 кг.

Движение по улицам нужно было открывать быстро, а температура воздуха была +3°С. Поэтому смесь разводили тёплой водой. Так состав быстрее набирает прочностные характеристики и формирует уклоны в зоне рам.

В ёмкость заливают чистую водопроводную воду. При включенном миксере медленно добавляют сухую смесь и перемешивают на 400-500 оборотах в течение 4 минут до получения однородной смеси без комков

Нанесение раствора.

Подготовленную рабочую смесь наносили сразу, потому что она быстро твердеет, до 10 минут. Равномерно распределяли по всей поверхности, без перерывов, чтобы не образовались пустоты, холодные швы и покрытие стало монолитным.

Нанесение ремонтного состава «Ремстрим 10ББ» на дефектные участки. В зоне рам сформировали уклон. Теперь при наезде на крышку шахты водитель не будет слышать удар, а колёса останутся целыми
Крышки до и сразу после ремонта
Отремонтированная поверхность крышек и рам через три дня после выполнения работ. Полностью восстановили защитный слой бетона. Ликвидировали выступы от металлических крышек

Два часа ушло на то, чтобы подготовить и отремонтировать крышки. Через три с половиной часа после укладки «Ремстрим 10ББ» по дороге открыли движение. Комиссия приняла результаты работ и продолжает наблюдение за материалом.

В ходе работ инженеры НПО «СТРИМ» составили рекомендации, которые будут полезны для подобных объектов:

  • При температуре воздуха ниже 5°С для затворения сухой смеси используйте воду 25-30°С. Это позволяет составу быстрее набирать прочностные характеристики и лучшее формировать уклоны в зоне рам.
  • Чтобы не разбавлять раствор, и он быстро схватывался, удаляйте излишки воды с поверхности, например, сжатым воздухом. В то же время контролируйте, чтобы перед нанесением ремонтного состава поверхность была влажной без наличия плёнки воды. 
  • При подготовке выполняйте окантовку дефектных участков.
  • Чтобы не расходовать слишком много материала и сформировать уклоны в зоне рам, устанавливайте опалубку при укладке ремонтного состава. 
Акт по результатам проведения работ